Гражданское общество в Узбекистане

Диер Мирзаахмедов поделился своим мнением о природе общественной активности граждан.

В последнее время наблюдается бурное участие наших граждан в социальной и политической жизни страны. Председатель ассоциации «Национальный маркетинговый центр» и член Общественного совета при хокимияте Ташкента Диер Мирзаахмедов поделился своим мнением о природе общественной активности граждан.

С недавних пор понятие гражданин стало наполняться новым смыслом. Если раньше это был послушный гражданин, радующийся мирному небу, теплому климату, здоровью близких и не задающий лишних вопросов, то сегодня это тот же гражданин, только еще внимательно следящий за происходящими событиями вокруг и откровенно выражающий свое мнение. И, естественно, появился вопрос, что лучше и разумнее: стоически переносить сравнительную с другими очень развитыми странами несправедливость или с риском для своей репутации и нервной системы вмешиваться в процессы, в которые раньше совать свой нос очень не рекомендовалось? У каждой поведенческой модели есть преимущества, но также есть и недостатки. И здесь, я думаю, каждый должен выбирать для себя сам, исходя их своего характера, жизненных установок и просто из своих способностей.

На мой взгляд, с позиции общественного самовыражения граждане делятся на четыре группы. Первая и самая многочисленная — это те, кому нравится наблюдать за общественными процессами и событиями со стороны, а если и выражать свое мнение, то в очень узком кругу близких и доверенных людей. Их можно понять. Найти время, а главное — желание побурлить в общественной жизни очень непросто. Вторую группу граждан представляют собой люди, которые активно начали выражать свое мнение через социальные сети, порталы и всевозможные виртуальные группы. Они нашли там своих поклонников и единомышленников. Эта группа не очень торопится переходить к реальным действиям по той же причине, что и первая. К третьей группе относятся те, кто имеет свою точку зрения и даже знает, что делать, и готов приступить к конкретным действиям, но только при наличии прямого материального поощрения или ощутимых личных бонусов. И этих людей можно понять, хотя равнодушие и меркантильность не всегда воспеваются в народе в качестве положительных качеств личности. К сожалению, в реальной общественной работе приходится полагаться на самую малочисленную группу граждан, тех, кто имеет свою позицию, не боится выражать свое мнение, готов действовать и не ждет сиюминутной выгоды. В этой работе также важны навыки работы в команде, готовность узнавать новое, конструктивно воспринимать мнение других, способность ставить ясные цели и уметь их достигать.

Отчетливо помню, как еще два года назад, когда я начал свой общественный марафон с создания ассоциации «Национальный маркетинговый центр» и решил объединить ведущие предприятия и самых известных маркетологов нашей страны, было много людей, которые сомневались в целесообразности данной инициативы. Почему? Для многих и поныне существуют только две формы реализации собственных способностей: хорошо всем знакомая, особенно старшему поколению, государственная служба и сравнительно новая, частная предпринимательская форма. До независимости был фактически только государственный сектор, и все население страны было задействовано в громоздкой и не всегда эффективной системе производства продукции и услуг, основанных на директивных указаниях Госплана. После провозглашения независимости и активного развития предпринимательства появилась долгожданная возможность самостоятельно аккумулировать и направлять собственные ресурсы для удовлетворения потребностей рынка, наращивать интеллектуальный и материальный капитал для новых побед и свершений. Но все равно счастья высокоразвитых стран от гармонии между капиталом и государством не было… То государство чересчур закрутит гайки, и бизнесу становится трудно дышать, то бизнес, потеряв меру, так и норовит коррумпировать наших доблестных чиновников. И это происходит на глазах у людей, которые все видят, понимают и думают, что это и есть самый настоящий капитализм с не очень человеческим лицом. 

Но ведь во многих развитых странах чиновники тоже хотят хорошо жить, и бизнесмены побогаче наших будут. Почему же у них не все так безнадежно? Как же там сумели наладить продуктивное взаимодействие между бизнесом и государством? На мой взгляд, дело в развитой системе реально работающих общественных институтов, которые эффективно выполняют роль связующего звена между предпринимателями, заинтересованными в получении максимальных доходов, и государственными институтами, отвечающими за социальное и общественное развитие.

К сожалению, на данный момент у нас в стране очень мало общественных организаций, до конца понимающих свою роль в этой системе сдержек и противовесов. Большинство наших ассоциаций, фондов, союзов, обществ являются подразделениями государственных структур или чересчур на них надеются. Всевозможные льготы от членства, «псевдодобровольные» взносы предпринимателей в эти организации, отсутствие реальной заинтересованности бизнеса в этих общественных организациях привели к искаженному пониманию роли данных институтов. Хотя в высокоразвитых странах общественные организации являются мощным катализатором многих общенациональных инициатив и эффективно консолидируют государственный и частный секторы для достижения самых важных целей развития общества.  

На самом деле общественные организации абсолютно одинаково должны воспринимать представителей частного сектора и государственных структур, четко понимая миссию и стратегию своей организации, собирая и анализируя потребности и запросы обеих сторон. Любая общественная организация, регулярно проводя аналитические исследования по своему направлению, должна генерировать системные предложения по улучшению ситуации и иметь эффективные инструменты мониторинга происходящих изменений.

Надеюсь, что новые инициативы президента нашей страны, пробуждающееся новое понимание гражданской ответственности и инициативы в обществе дадут ту синергию, которая станет надежной платформой для успешного развития действительно эффективных общественных организаций и самосознания каждого гражданина. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением колумниста.


Не упустите самое важное! Подпишитесь на наш телеграм-канал!

Поделитесь с друзьями