Мелкие потомки великих предков

Пулат Таджимуратов рассуждает о нравственности и поиске духовности, на фоне новой волны "маънавията" и нашумевшего школьного репортажа "Узбекистан 24".

Молодой ученый-астрофизик Пулат Таджимуратов рассуждает о нравственности и поиске духовности на фоне новой волны "маънавията" и нашумевшего школьного репортажа "Узбекистан 24".

В прошедшие недели внезапно вернулись к жизни разговоры о духовности. Тема отгремела по СМИ и в социальных сетях и, казалось, затихла. Но буквально этим утром медиапространство снова всколыхнулось. Телеканал Узбекистан 24 снял сюжет о проблемах школ. Возможно, вы подумали о недостатке учителей и учебников, о плохом состоянии зданий и мебели, об оснащении оборудованием и прочих наболевших. Но, увы, центральной темой сюжета стал внешний вид учеников и учителей. Стрижки и щетина мальчиков, платья учительниц, длина юбок девочек. Обратите внимание — девочек лет 10-12 в юбках чуть выше колена чуть ли не обвинили в разврате. При этом всех детей показывали на всю страну, даже не скрыв их лица. И тут же, как будто и не стихала, опять поднялась тема «маънавията».

Многое можно было бы сказать о том, что есть духовность, и как она возникает в человеке, и действительно, многое уже было сказано, в частности, Никитой Макаренко и Эльдаром Асановым.

Изначально я начал писать о том, как человек приходит к духовности, как он познает ее в себе и что ему с этим делать. Но после уже появившихся мнений считаю это лишним. Приведу лишь перефразированную цитату популярной (увы, пока не у нас) троицы авторов — Терри Пратчетта, Йена Стюарта и Билла Коэна:

«Сейчас в поисках убежища для своей духовности многие люди ударяются в культы и учения. Но любой культ может ошибаться, как, например, инквизиция. Лучшее пристанище для духовности человека — сам человек».

Разрешите поэтому обратиться к другому вопросу. Когда наши идеологи вещают о духовности нашего народа, чем они обосновывают это, где видят истоки и корни этой духовности?

У нас великие предки! Вот! Точно!

Ну давайте пройдемся.

Аль-Хорезми. Отец алгебры, энциклопедист и, видимо, основатель алгоритмики. В соцсетях недавно даже распространился текст на узбекском языке о том, что используемые всеми нами смартфоны созданы на основе идей Аль-Хорезми.

А кто их создал? Я? Вы? Простите, нет. Скорее всего, у вас в руках смартфон, концепт которого разрабатывается в Америке, Китае или Корее, а сборка производится в Китае. За удобство, с которым вы работаете за компьютерами, нужно говорить спасибо господам Гейтсу и Джобсу. За всемирную сеть, в которой вы читаете этот материал, — ученым и инженерам из ЦЕРНа, где зародился первый ее прототип. За простоту, с которой вы в этой сети находите данные, ответственны господа Брин и Пейдж, студентами создавшие Google.

Попробуйте спросить этих господ, волнует ли кого-либо из них стрижка соседского мальчика или дырявые джинсы девушки в телевизоре? Я думаю, ответ будет отрицательный.

Половина наших соотечественников, кричащих о духовности, доставшейся нам от великого Аль-Хорезми, не умеет решать квадратные уравнения. Наследие великого предка прошло мимо них и многими из них не было даже замечено.

В начале лета я был свидетелем того, как в социальной сети Facebook люди называли сатанистами мусульман-суфиев из видеоролика, в котором запечатлен суфийский ритуал зикр — «познание». И это на той земле, которая когда-то приютила представителей разных ветвей и школ в суфизме, в которой лежат останки Бахауддина Накшбанда. Очень много было слов о том, что движения людей в ролике выглядят «не по-нашему». И, кстати, почти теми же словами был обоснован запрет на показ клипа одной из местных певиц — «движения, противоречащие узбекскому менталитету».

Имам Аль-Бухари считается самым великим составителем хадисов. Любой мусульманин-суннит свято верит, что Аль-Бухари тщательно проверял достоверность каждого хадиса, включенного им в свой сборник. И что делают его потомки? Они слепо и безоговорочно верят в правдивость чуть ли не каждого отрывка текста, который публикуют в социальных сетях, тем более если на фоне приятная им картинка.

Ибн Сина остался в истории на одной ступени с Гиппократом и Галеном. Сохранились его записи и письма о проводимых им экспериментах и наблюдениях, о его размышлениях. В прошлом году мир узнал, что он даже проводил наблюдения вспышки сверхновой звезды. Все свидетельства говорят о том, что этот великий медик был также очень хорошим физиком, астрономом и математиком. А среди его потомков есть те, кто пытается лечиться гомеопатией и ходит к остеопатам. Есть те, кто заявляет классическое «я не буду учить математику, потому что хочу стать хирургом». Есть дипломированные врачи, которые не понимают, что такое доказательная медицина, и верят в телеологию. А в свободное время с упоением обсуждают и осуждают влюбленных, целующихся в парках.

Великий предок тимурид Улугбек построил первую на нашей земле большую обсерваторию, собрал вокруг себя блестящую плеяду ученых и составил атлас неба, который по своей точности даже сейчас, спустя сотни лет, остается актуальным. А потомки его не знают, что из себя представляют звезды. И запрещают певцам лежать на боку в клипах к своим песням.

У нас действительно великие предки. Однако нас больше интересует одежда соседа, поведение влюбленных, рисунок на сумке родственника и песни, которые слушает подчиненный. Уж очень мелкие потомки у наших великих предков.

Великий предок Камолиддин Бехзод был признанным мастером жанра миниатюр. А в институте искусства, названном в его честь, до сих пор преподают по учебникам 50-х годов, как вы уже, наверное, читали в статье Виктории Ерофеевой.

Позвольте мне выразить свое мнение. Наши великие предки не были великими из-за того, что пытались искусственным образом создать единую для всех духовность. Великими их сделало то, что они были индивидуальны. Они все были разными, и у каждого был собственный мир. А одинаковым у них было лишь одно — жажда знаний.

И это именно то, чего не хватает нам сейчас. Зияющую прореху в нашей духовности нельзя залатать указаниями советов свекровей и центров пропаганды, искусственным и однобоким «маънавиятом». Лишь любопытство, интерес к окружающему нас миру и принятие его во всех его разных обличиях позволит нам восстановить и укрепить духовность. Мы должны в первую очередь восстановить почти уничтоженную систему образования. Мы должны сделать упор на методологию и содержание образовательного процесса и хотя бы вернуть его качество на тот уровень, который у него был пару десятилетий назад. Не про внешность нам нужно думать, не про идеологизацию детей, а единственно про их знания. И вот тогда, возможно, нам уже не будет стыдно перед нашими великими предками.


Мнение редакции может не совпадать с мнением колумниста.


Не упустите самое важное! Подпишитесь на наш телеграм-канал!

Поделитесь с друзьями