«Если приходит комиссия, наступает аврал»: проблемы школьных учителей Узбекистана

Два бывших преподавателя рассказывают, почему в стране трудно работать учителем.

Когда-то давно профессия учителя считалась престижной, а дети, учась в школе, мечтали вырасти и также пойти преподавать. Сейчас это утверждение может показаться спорным.

Citizen публикует монологи двух бывших школьных учителей о системе образования, зарплате, устаревших правилах и проблемах, с которыми учителям приходится жить.

1. Елена Воронина

Елена много лет работала в школе №210 и недавно вышла на пенсию.


Будни учителя

Обычный день учителя начинается за полчаса до начала уроков: нужно время, чтобы подготовить рабочее место и подписать у завуча календарные планы. Если во время урока приходит комиссия, обязательно наступает аврал. Даже если все документы в порядке, то напряжение и нервы все равно сильно отвлекают от урока.

Задача любой комиссии — найти недостатки в работе учителя и показать, как должно быть правильно. Часто члены комиссии оказываются некомпетентными. Могут прийти люди без стажа, которые работают буквально по книжке. Встречаются, конечно, и опытные методисты, которые вышли из учителей, и они могут дать ценные советы.

После уроков, уже дома надо проверить кучу тетрадей, написать конспекты уроков и календарные планы. Благо, сейчас учителей меньше используют в общественных работах, но еще недавно хокимият мог отправить собирать хлопок, считать разбитые стекла в подъездах или измерять уровень воды в подвалах. Такое отношение передалось со времен СССР, когда учителей считали передовой частью народа, которая должна помогать правительству. 


Зарплата

Зарплата молодого учителя — около 700 000 сумов. В это же время продавец, которому не нужно проверять дома тетради и писать планы, может получать в три раза больше.

Зарплата зависит от ставки, профессионализма и категории учителя. Стандартная ставка в старшей школе — 20 часов в неделю, а максимальная — 30 часов. Это по шесть уроков в день. Профессионализм оценивают по тестам учащихся, кружкам, олимпиадам, классному руководству — есть список примерно из 20 пунктов.

Учитель с большим стажем работы и со всеми надбавками может получать 2 млн с копейками без вычета налогов, но не более.


Урок арифметики. Гравюра XVIII века

Отношения с родителями и детьми

Во все времена были родители, которые слушали только своих детей. Но я говорю им: «Прислушайтесь к учителям, иногда мы видим то, чего вы не видите дома». Дети берут пример с родителей, а новое поколение родителей может позволить себе оскорбления, требовать хорошие оценки или решать, в каком классе их ребенку стоит учиться. Директора обычно идут на поводу, чтобы «не выносить сор из избы».

Нужно больше ценить учителей, которые еще работают, потому что каждое новое поколение детей становится более наглым и жестоким. За много лет работы мне есть с чем сравнить. Я часто говорила своим классам: «Учеников хуже вас не может быть», но приходили новые дети, и я понимала, что хуже все-таки может. Мало у кого хватает на это терпения. Отчасти потому, что не все выбирают профессию по призванию: много молодых людей поступает в педагогические вузы из-за того, что это проще и немного дешевле. 

***

Когда я была маленькой, мне казалось, что учителя живут и дышат по-другому. А сейчас профессия учителя утратила свой престиж как в глазах детей, так и взрослых. Если учителям поднимут зарплаты, дадут больше социальной защиты и какие-нибудь льготы, как это было раньше, то статус профессии повысится. Но даже если начать работать над этим прямо сейчас, это будет лишь вложение в будущее. Чтобы хоть что-то изменилось, должно вырасти новое поколение людей.


2. Фаина Ягафарова

Фаина проходила практику в колледже. Затем она проработала в нескольких школах и ушла оттуда, рассказав свою историю в посте на Facebook.


Права и обязанности

Государство говорит, что учитель должен быть примером для подрастающего поколения. В то же время никто не проверяет абитуриентов на доброту, стрессоустойчивость, артистичность и любовь к детям. Все люди разные, образ примерного учителя у каждого свой, поэтому на учителей валится масса ожиданий. Один родитель хочет, чтобы его ребенок получал практические знания, другой думает только о хороших оценках, а в министерстве смотрят только на цифры в отчетах, на подготовку которых учителя тратят много времени.

Права учителей прописаны только с профессиональной точки зрения: учитель имеет право на обеспечение, повышение квалификации, переподготовку, проявление инициативы и защиту профессиональной чести и достоинства. Об учителе ничего не говорится как о личности, нет ни слова о моральной, психологической и физической защите.

У нас еще осталось влияние Советского союза, поэтому на учителях до сих пор висит ярлык воспитателей. Но в отличие от учителей, у родителей больше инструментов для воспитания, да и в целом для ребенка их авторитет выше. Учитель не может наказать ребенка, лишить гаджетов или карманных денег. Ставить оценку за плохое поведение тоже нельзя, но воспитывать он должен. Максимум можно поговорить с классным руководителем или родителями. Еще в древней Греции учителя жаловались, что ученики не уважают и не слушают их, но нынешний масштаб проблемы с теми временами не сравнить. 


Учитель с учениками. Гравюра начала XIX века

Нехватка времени

Немногие знают, что учителя не обязаны задавать домашнее задание. Но его задают в обязательном порядке, потому что детям в школе не хватает времени на усвоение новых тем. Чтобы добавить предметы, которых раньше не было, в программах сократили учебные часы, оставив прежний объем информации.

Разберем подробнее: урок длится 45 минут, делится на приветствие, перекличку, объяснение новой темы, ее закрепление и работу с домашним заданием. На приветствие, перекличку и работу с домашним заданием нужно минимум 10 минут, на объяснение новой темы остается 25 минут, на закрепление — 10. Объяснить и донести новую тему до 30—40 детей за 25 минут, а потом за 10 минут проверить, как они ее поняли, — звучит сомнительно.


Старая система оценок и право выбора

Во многих странах Европы нет оценок, а система образования в целом сильно отличается. В первую очередь тем, что учитель — не единственный человек, заинтересованный в знаниях. У нас это выглядит именно так, потому что за уровень знаний учеников привыкли возлагать ответственность на учителей. Но невозможно заставить всех быть отличниками, у каждого ребенка свои способности, и далеко не все зависит от учителя.

Оценочная система — это пережиток коммунизма, она уже давно устарела. Сама суть оценок подразумевает, что все дети должны стремиться к знаниям, стараться получать пятерки. Но нельзя судить о знаниях ребенка по оценкам. Если он троечник, это не значит, что он хуже отличника. Наоборот, возможно, троечники — это и есть золотая середина между отличниками и двоечниками. Они умеют находить способ делать то, что им хочется, и большинство из них может оказаться успешными в жизни, потому что практические навыки важнее теории.

У человека должен быть выбор, а нас с детства учат быть только отличниками. Права выбора не остается.

***

Когда уйдут учителя старой закалки, а на смену им придет новое поколение, вместе с ними уйдут и их знания. Даже если студент вынесет из вуза максимум, он все равно будет слабее старого учителя, так как в целом система образования сдала позиции. Такими темпами знаний в стране может попросту не остаться.


──────────

Остальные тексты из темы месяца «Образование»

──────────

Поделитесь с друзьями